Священные места в легенде

Легендарное открытие священных мест

Мифы и легенды, басни и сказки всегда оказывали сильное влияние на людей. Они учат нравственному поведению, вдохновляют на духовные искания и ободряют в трудные и трудные времена. Хорошо известными примерами являются легенда о Ясоне и аргонавтах, история короля Артура и рыцарей Круглого стола, миф о Парцифале и его поисках Святого Грааля, а также множество рассказов из Ветхого и Нового Заветов. Легенды, касающиеся открытия священных мест, также оказали мощное влияние на множество людей, особенно когда открытие святого места стало результатом чудесных событий. Такое событие может быть проявлением божества в пещере, весне или горной вершине; животное, ведущее людей к определенному месту; или святой человек, видящий видения, указывающие на местоположение давно забытого святого места. Эти чудесные события наделяют священные места духовным магнетизмом, который привлекает паломников на протяжении веков и огромных расстояний. Рассмотрим следующие стихи из легенды древних мексиканских индейцев, описывающие открытие священного места Талпа…

Из семи пещер,
Они пришли с колдунами и танцорами,
Отправлено Cihuacoatl в поисках новой земли.

Все выше и выше,
Они поднялись на чашу в горах,
Перед ними простиралась зеленая долина,
Они пересекли кристально чистый поток.

Там вождь остановился и сказал своим соплеменникам:
Посреди этих шипов я высаду свое знамя!
Здесь Богиня приказывает нам остановиться!

Танцуя мы пришли,
Танцуйте с Чихуакоатлем, Богиней Земли!
Она, которая нарисована кровью змей
Должен носить орлиные перья в ее короне.

Когда мы танцуем, мы поклоняемся ей.
На этой новой земле мы нашли,
Богиня Земли будет царствовать над нами,
И мы будем танцевать с ней, танцевать и танцевать.

Комментируя легендарное открытие священных мест, антрополог Мирча Элиаде говорит:

Идея сакрального пространства включает в себя идею повторения первобытной иерофании, освящавшей это место, путем выделения его, путем отрезания от мирского пространства, окружающего его ... Священное пространство - это то, чем оно является из-за постоянной природы иерофания, которая сначала освятила его. Вот почему боливийские племена, когда они чувствуют необходимость возобновить свою энергию и жизненные силы, возвращаются в место, которое, как предполагалось, было колыбелью их предков. Следовательно, иерофания не просто освящает данный сегмент недифференцированного профанного пространства; это доходит до того, что там сохраняется священность. Там, в этом месте иерофания повторяется. Таким образом, это место становится неиссякаемым источником силы и священности и позволяет человеку, просто войдя в него, получить долю власти, сохранить общение со священностью ... Непрерывность иерофаний - вот что объясняет постоянство этих освященных мест ... Это место никогда не «выбирается» человеком; он просто открыл это; другими словами, священное место так или иначе открывается ему. (18)

Эта идея о священных местах, раскрывающихся людям, очевидна во многих легендах и мифах о святых местах по всему миру. Написав об открытии священных мест в ранней христианской Европе, Мэри Ли Нолан рассказывает нам:

Говорят, что священные предметы прибыли на вьючных животных или телегах, которые в некоторых версиях оставались без присмотра людей. Результирующие святыни развивались там, где животные останавливались и отказывались двигаться дальше, где животные падали и отказывались вставать, или где они падали замертво. Наряду с несколькими историями о кораблях, которые не покидают гаваней, большинство историй о животных связано с предметом, который транспортировался в другое место, а не там, где его в конечном итоге почитали ... Помещение найденного или неожиданно чудесного объекта в вьючное животное или в телеге и отпускание животного, кажется, было довольно распространенным способом точно определить, где построить храм, по крайней мере, с десятого века в Европе .... Некоторые изображения встречаются пастухами, часто как результат сна, видения, странных огней, небесной музыки, странного поведения животных или какой-то их комбинации. Иногда изображение появляется в анимационной форме, но затем становится немым камнем или деревом. Пастух либо переносит изображение в деревенскую церковь, либо уведомляет местных жителей, которые несут его сообществу. Однако на следующее утро изображение исчезло и вновь было обнаружено в том месте, где оно было первоначально найдено. Обычно это происходит три раза, после чего строится часовня, чтобы разместить ее на месте обнаружения. Паломники приходят; и когда происходят дополнительные чудеса и удивительные события, святыня становится полностью установленной ... В двух немецких историях пятнадцатого века больные мечтали, что они будут излечены, если они смогут найти место, где они увидели Марию в своих снах. В обоих случаях видящие нашли это место, обнаружили изображения Марии, прикрепленной к деревьям, и были излечены. (19)

Подобные легенды оснований имеют огромное влияние на привлечение паломников к священным местам и на укрепление верований людей в чудотворную силу этих мест. Зная, что чудеса происходили в священных местах в прошлые времена, паломники уверены, что чудеса могут произойти снова и в их собственной жизни. Такая уверенность в повторении чудесного создает в сердце паломника заряженное поле возможностей, которое волшебным образом вызывает присутствие божественного.

Sacred Sites in Legend

The Legendary Discovery of Sacred Sites

Myths and legends, fables and fairy tales have always exerted a strong influence upon human beings. They give instruction in moral behavior, inspiration for the spiritual quest and encouragement in times of hardship and distress. Well-known examples are the legend of Jason and the Argonauts, the story of King Arthur and the knights of the Round Table, the myth of Parcifal and his search for the Holy Grail and many tales from the Old and New Testaments. Legends regarding the discovery of sacred sites have also exerted a powerful effect upon great numbers of people, particularly when the discovery of a holy place was the result of miraculous events. Such an event might be the manifestation of a deity at a cave, spring or mountain peak; an animal leading people to a specific site; or a saintly person seeing visions indicating the location of a long-forgotten holy place. These miraculous events confer a spiritual magnetism upon sacred sites that draws pilgrims across centuries and great distances. Consider the following verses from an ancient Mexican Indian legend describing the finding of the sacred site of Talpa…

From the Seven caves,
They came with sorcerers and dancers,
Sent by Cihuacoatl in search of new land.

Higher and higher,
They climbed to a bowl in the mountains,
A verdant valley stretched before them,
They crossed a crystal clear stream.

There the chieftain stopped and said to his tribesmen:
In the midst of these thorns, I will plant my banner!
Here, the Goddess commands us to stop!

Dancing we came,
Dance ye to Cihuacoatl, Goddess of the Earth!
She who is painted with the blood of serpents
Shall wear eagle feathers in her crown.

As we dance, we worship her.
In this new land we have found,
The Goddess of the Earth shall reign over us,
And we shall dance to her, and dance and dance.

Commenting on the legendary discovery of sacred sites, anthropologist Mircea Eliade says:

The idea of a sacred space involves the notion of repeating the primeval hierophany which consecrated the place by marking it out, by cutting it off from the profane space surrounding it....A sacred space is what it is because of the permanent  nature of the hierophany that first consecrated it. That is why a Bolivian tribe, when they feel the need to renew their energy and vitality, go back to the place supposed to have been the cradle of their ancestors. The hierophany therefore does not merely sanctify a given segment of undifferentiated profane space; it goes so far as to ensure that sacredness will continue there. There, in that place, the hierophany repeats itself. In this way the place becomes an inexhaustible source of power and sacredness and enables man, simply by entering into it, to have a share in the power, to hold communion with the sacredness....The continuity of hierophanies is what explains the permanence of these sanctified spots....The place is never "chosen" by man; it is merely discovered by him; in other words, the sacred place in some way or another reveals itself to him. (18)

This idea of sacred sites revealing themselves to human beings is evident in many of the legends and myths of holy places throughout the world. Writing of the discovery of sacred sites in early Christian Europe, Mary Lee Nolan tells us:

Sacred objects are said to have arrived on pack animals or in ox carts that, in some versions, were unattended by people. Resultant shrines developed where the animals stopped and refused to move farther, where the beasts fell and refused to get up, or where they dropped dead. Along with several of the stories of ships that would not leave harbors, most of the animal stories involve an object that was being transported to a place other than where it eventually came to be venerated.... Putting a found or unexpectedly miraculous object on a pack animal or in a cart and letting the animal go seems to have been a fairly common way of deciding exactly where to build a shrine, at least since the tenth century in Europe....Some images are found by shepherds, often as the result of a dream, vision, strange lights, heavenly music, strange animal behavior, or some combination of these. Sometimes the image appears in an animated form, but becomes mute stone or wood thereafter. The shepherd either takes the image to a village church or notifies the local people who carry it to the community. The next morning, however, the image is gone and is rediscovered in the place where it was originally found. This usually happens three times, whereupon a chapel is built to house it at the place of discovery. Pilgrims come; and when additional miracles and wondrous events occur, the shrine becomes fully established....In two fifteenth-century German stories, sick persons dreamed they would be cured if they could find the place where they saw Mary in their dreams. In both cases, the seers found the place, discovered images of Mary attached to trees, and were cured. (19)

Foundation legends such as these are tremendously influential in attracting pilgrims to sacred sites and in reinforcing peoples' beliefs concerning the miraculous power of the sites. Knowing that miracles have occurred at sacred sites in previous times, pilgrims are confident that miracles could again occur, and in their own lives. Such confidence in the recurrence of the miraculous creates within the pilgrim's heart a charged field of possibility that magically invokes the presence of the divine.