Знакомство с местами паломничества Индии


Длиннохвостая обезьяна

Индия - огромная страна, населенная разнообразными и древними цивилизациями, и ее религиозная география очень сложна. Чтобы понять сложность ситуации, важно рассмотреть два аспекта жизни индейцев: характерную для них этническую и культурную мозаику и древние сельские основы многих ее религиозных и культурных моделей.

Процесс расового и культурного смешения, который начался в Индии 5000-10,000 несколько лет назад, был непрерывным в исторические времена. Несмотря на то, что Индия изолирована от остальной части Азии океанами с трех сторон и непроходимыми горными хребтами на севере, Индия испытывает почти постоянный приток различных культурных влияний, происходящих через северо-запад и юго-восток (включая чрезвычайно древние миграции из утопленных). континент Сандаленд, который был в общем регионе современной Индонезии). Индия в третьем тысячелетии до нашей эры была населена на тропическом юге народом, называемым дравидийцами, в центральных и северо-восточных районах - аборигенными холмами и лесными племенами, а на северо-западе - высокоразвитой цивилизацией долины Инда, известной как культура хараппан.

Религия градостроителей хараппских народов, похоже, была культом плодородия, сосредоточенным на Великой Матери, в то время как сельские дравидийцы и различные племенные культуры поклонялись широкому разнообразию природных духов, как доброжелательных, так и демонических. Антропологические теории 1800 и 1900 (основанные на предвзятом евроцентрическом мировоззрении) утверждают, что около 1800 до н.э. кочевой народ, называемый арийцами, проник в северо-западную Индию из степей Центральной Азии. Большое количество археологических, библейских, лингвистических и мифологических исследований, проведенных в течение последних нескольких десятилетий, показало, что эта более ранняя теория ошибочна. Хотя, безусловно, верно то, что миграции разных культурных групп проникли в Индию с северо-запада в древние времена, теперь совершенно очевидно, что в регионе долины Инда уже процветала очень сложная культура задолго до предполагаемого проникновения гипотетических захватчиков из Центральная Азия.

То, что эти архаичные люди, уже живущие на северо-западе Индии, называли себя, мы не знаем, но термин «арийцы» больше не считается подходящим для них. Нынешняя стипендия приняла термин «Хараппан» после того, как в начале 1900 был назван один из великих городов этой культуры Хараппой. Ученые также значительно отодвинули дату Хараппской культуры примерно до 3000 до н.э. (или ранее), сделав ее одновременной с древнейшими культурами Египта и Месопотамии. Хараппская культура обладала сложной религией, называемой ведизмом (опять же, мы не знаем, что сами люди называли своей религией), которая поклонялась таким могущественным богам, как Индра, бог дождя; Агни, бог огня; и Сурья, бог солнца. В течение тысячелетий хараппской культуры религия ведизма приобрела все более сложную форму с эзотерическими ритуалами и магическими песнопениями, которые позднее были кодифицированы в священных индуистских текстах, известных как Веды.

Религия, идентифицируемая как индуизм, фактически не появлялась до веков, предшествовавших христианской эре. Индуизм представляет собой совокупность религиозных верований и практик, вытекающих из культов ведизма и плодородия хараппских народов, и анимистических, шаманских и религиозных обрядов широко варьирующихся, проживающих в сельской местности коренных культур юга, центральной и восточной Индии. Добавление и дальнейшее обогащение этой смеси были одновременно развивающимися религиями джайнизма и буддизма. Индийская культура, таким образом, разработала захватывающую коллекцию религиозных верований и обычаев, которые варьируются от простого анимистического поклонения природным духам в общей скале или дереве до сложных, сильно кодифицированных брахманических ритуалов, практикуемых в центрах великого паломничества.

В Индии мы находим самую старую постоянно действующую традицию паломничества во всем мире. Практика паломничества в Индии настолько глубоко укоренилась в культурной психике, что число мест паломничества настолько велико, что весь субконтинент может фактически рассматриваться как одно великое и непрерывное священное пространство. Наши самые ранние источники информации по вопросу о священном пространстве поступают из Риг Веды и Атхарва Веды. В то время как акт паломничества конкретно не обсуждается в этих текстах, о горных долинах и слияниях рек говорится с благоговением, и упоминаются достоинства путешествия в такие места. После ведического периода практика паломничества, кажется, стала довольно распространенной, как это видно из разделов великого эпоса Махабхарата (350 до н.э.), в котором упоминается больше, чем священные места 300, охватывающие субконтинент. Вероятно, что большинство из этих мест долгое время считалось священным для коренных жителей региона, и только позже они были занесены в список Махабхараты, поскольку различные регионы попали под влияние индуизма. Ко времени написания Пуранов (священных текстов с 2 по 15th веков н.э.) число перечисленных священных мест значительно возросло, что отражает как продолжающуюся ассимиляцию священных мест аборигенов, так и возросшую важность паломничества как обычного религиозного практика.

Индусы называют священные места, в которые они путешествуют, тиртхами, а действие паломничества - тиртха-ятрой. Санскритское слово тиртха означает речной брод, ступени к реке или место паломничества. В ведические времена слово могло касаться только тех священных мест, которые связаны с водой, но ко времени Махабхараты тиртха стала обозначать любое святое место, будь то озеро, гора, лес или пещера. Тиртхи - это больше, чем физические места. Преданные индусы верят, что они духовные броды, место встречи неба и земли, места, где человек пересекает реку сансары (бесконечный цикл рождения, смерти и возрождения), чтобы достичь отдаленного берега освобождения. Запись в Банары: Город СветаДиана Эк говорит о тиртах как о

... в первую очередь связано с великими поступками и явлениями богов и героев индийских мифов и легенд. Будучи порогом между небом и землей, тиртха - это не только место для пересечений молитв и обрядов людей вверх, это также место для нисходящих пересечений богов. Эти божественные спуски являются известными аватарами индуистской традиции. Действительно, слова тиртха и аватара происходят из родственных словесных корней ... можно сказать, что аватары спускаются, открывая двери тиртх, чтобы мужчины и женщины могли возноситься в своих обрядах и молитвах.

Хотя тиртхи - это, прежде всего, те места, где бог, богиня или какой-то дух обитал или живет до сих пор, существует еще одна причина, по которой определенные места могут считаться святыми в индуистской традиции. Святые люди, ведущие образцовую жизнь, наполняют свое окружение святостью, вытекающей из их духовных практик. Преданные, которые посещали святых во время их жизни, часто продолжали искать вдохновения в тех же местах после смерти святого. На протяжении многих веков народные сказки о жизни святых приобретали легендарные масштабы, привлекая паломников с больших расстояний. Если бы сообщалось о чудесах в храме, легенды святого распространились бы по всей стране, привлекая еще больше паломников.

В Индии все храмы считаются священными местами, и поэтому религиозные посетители храмов могут быть описаны как паломники. Однако для целей нашего обсуждения, чтобы храм считался истинным паломническим храмом, он должен иметь многолетнюю историю привлечения паломников из географического района за пределами его непосредственного региона. Учитывая это условие, число мест паломничества в Индии все еще чрезвычайно велико; один текст, Каляна Тиртханка, описывает важные святыни 1,820.

Основываясь на многолетних исследованиях и паломничестве в Индии, я выбрал меньшее количество святынь, примерно 150, в качестве основных мест паломничества. Эти места включают в себя четыре дхамы или божественные обители в четырех точках компаса; Семь Священных Городов и их основные храмы; храмы Джьотир, Сваямбху и Панча Бхута Линга; храмы Шакти Питха; места Кумбха Мела; основные вайшнавские сайты; Нава Граха Сталас (храмы планет); семь священных рек (Ганга, Ямуна, Сарасвати, Годавари, Нармада, Кавери и Сарайю); четыре Мутты Шри Ади Шанкарачарьи (Бадринатх / Джошиматх, Пури, Сринджери и Дварка); Arupadaividu (шесть священных мест Господа Кумары); и некоторые другие святыни, которые не вписываются ни в одну из категорий, перечисленных здесь.

При обсуждении мест паломничества в индуистской традиции важно сказать несколько слов о количестве и разнообразии божеств в индуизме, а также о культовых и аниконических формах, в которых эти божества встречаются. Персонификация таинственных сил вселенной в антропоморфных божествах индуистской традиции включает в себя как сближение с некоторыми верховными божествами (основными тремя божествами сегодня являются боги Шива и Вишну, так и богиню Шакти) и расщепление на множество меньших божества. Некоторые авторы называют это многобожием, но в данном случае этот термин является неточным. Ни один индус не верит всерьез во множественность богов, но знает, что каждый из многих богов и богинь является лишь аспектами Единого Бога (который также является богом всех других религий). Большинство индусов объединяют свои убеждения с одним или другим из трех культов, поклоняясь Шиве, Вишну или Шакти как высшему принципу. При этом они не отрицают существование двух других божеств, а рассматривают их как дополнительное, хотя и незначительное, выражение той же божественной силы. Таким образом, индуизм по своей сути монотеистичен; индуистское поклонение определенному личному божеству всегда осуществляется с осознанием того, что все божества являются просто представлениями одного безусловного, трансцендентального, высшего существования, известного как Брахман. Каждое из больших и меньших божеств понимается как своего рода окно или линза, через которую можно увидеть всю реальность.

Основное намерение посещения паломником святого места - получить даршан божества, живущего во внутреннем святилище храма или святыне под открытым небом. Слово даршан, которое трудно перевести на английский, обычно означает паломник, имеющий вид и / или опыт божества. Индусы верят, что божество на самом деле проявляется в образе, статуе или иконе храма. Получить даршан божества означает духовное общение с ним. Образ божества может быть либо культовым, либо репрезентативным образом, который имеет некоторое сходство с мифическим сюжетом; или аниконическая форма, которая просто символизирует божество.

В большом количестве знаменитых святынь в Индии нет красивых статуй богов и богинь, а только аниконические каменные блоки или пни из дерева. Эта традиция аниконических образов происходит от сельских народных религий древней Индии и свидетельствует о глубокой древности святости некоторых мест. Храм на начальном этапе мог быть лишь сырой маленькой хижиной, покрывающей камень, который одновременно представлял и содержал некоторый дух мира природы. Прошли тысячелетия, и маленькая сельская деревня постепенно превратилась в все больший и больший город, и мифы о камне и святыне, окружающей этот камень, были тщательно разработаны. Поэтому при изучении или посещении монументальных паломнических святынь Индии важно помнить, что многие из них имели свое архитектурное происхождение в простых природных заповедниках архаичного сельского народа.

Мифы и легенды об этих священных местах берут свое начало в опыте древних народов о характеристиках или качествах природного места. Таким образом, различные мифологические характеристики личности божеств в паломнических святынях могут быть истолкованы как метафоры того, как дух этого места воздействовал на людей. Этот дух места - это не просто фантастическая история, это реальность, энергия, присутствие, которое затрагивает людей и оказывает на них глубокое влияние. Почему некоторые места считаются местом обитания женского божества, а другие - местом обитания мужского божества? Не потому ли, что некоторые древние сельские жители, глубоко соприкасаясь с землей как с живым существом, почувствовали присутствие как женского, так и мужского пола и говорили об этом в антропоморфическом смысле? Этим терминам затем была придана репрезентативная форма посредством художественного изображения статуи или изображения.

Если углубиться в этот вопрос, давайте спросим, ​​почему существуют не просто мужские и женские божества, а, точнее, почему существуют разные виды мужских и женских божеств? Традиционные объяснения относятся к таким вещам, как причудливое человеческое воображение, богатый и разнообразный прото-религиозный вклад в формирующий индуизм и доисторическое обожествление харизматических человеческих фигур в легендарные архетипы. Хотя все это произошло, они не единственные объяснения. Основная предпосылка моей теории состоит в том, что различные личностные характеристики божеств происходят из различных характеристик духа Земли, проявляющегося в разных географических точках. Чтобы понять качество, характер или силу конкретного места, нам нужно только изучить природу божества, заключенного в нем. В мифологической форме божества закодировано ясное сообщение о том, как конкретное священное место может повлиять на нас.


Знак в храме, Бангалор

шри-Yanta
Шри Янтра

Sacred Sites: Places of Peace and Power

Introduction to the Pilgrimage Places of India


Hanuman

India is a vast country, peopled with diverse and ancient civilizations, and its religious geography is highly complex. To grasp the complexity of the situation, it is important to consider two aspects of Indian life: its characteristic of being an ethnic and cultural mosaic, and the ancient rural foundations of many of its religious and cultural patterns.

The process of racial and cultural mixture that began in India 5000-10,000 years ago has been continuous into historical times. Although isolated from the rest of Asia by oceans on three sides and impassable mountain ranges to the north, India has experienced a near-constant influx of differing cultural influences, coming by way of the northwest and the southeast (including extremely ancient migrations from the drowned continent of Sundaland, which had been in the general region of contemporary Indonesia). India in the third millennium BC was inhabited in the tropical south by a people called the Dravidians, in the central and northeastern regions by aboriginal hill and forest tribes, and in the northwest by the highly advanced Indus Valley civilization known as the Harappan culture.

The religion of the city-building Harappan peoples seems to have been a fertility cult centered on the Great Mother, while the rural Dravidians and the various tribal cultures worshipped a wide variety of nature spirits, both benevolent and demonic. Anthropological theories of the 1800’s and 1900’s (deriving from a biased Eurocentric outlook) stated that around 1800 BC a nomadic people, called the Aryans, entered northwest India from the steppes of Central Asia. A large amount of archaeological, scriptural, linguistic and mythological research conducted during the past few decades has now shown this earlier theory to be inaccurate. While it is certainly true that migrations of different cultural groups did enter India from the northwest during ancient times, it is now abundantly clear that a highly sophisticated culture had already been thriving in the Indus valley region long before the supposed entrance of the hypothetical invaders from Central Asia.

What these archaic people already living in northwest India called themselves we do not know, but the term ‘Aryans’ is no longer considered suitable for them. Current scholarship has accepted the term ‘Harappan’ following the naming of one that culture’s great cities as Harappa in the early 1900’s. Scholars have also significantly pushed back the date of the Harappan culture to approximately 3000 BC (or earlier), rendering it simultaneous with the oldest cultures of Egypt and Mesopotamia. The Harappan culture possessed a sophisticated religion called Vedism (again, we do not know what the people themselves called their religion), which worshipped powerful gods such as Indra, the god of rain; Agni, the god of fire; and Surya, the sun god. During the millennia of the Harappan culture the religion of Vedism developed an increasingly complex form with esoteric rituals and magical chants, and these were later codified in the sacred Hindu texts known as the Vedas.

The religion identified as Hinduism did not actually appear until the centuries preceding the Christian era. Hinduism is an aggregation of the religious beliefs and practices deriving from the Vedism and fertility cults of the Harappan peoples, and the animistic, shamanistic, and devotional practices of the widely varying, rural-dwelling indigenous cultures of south, central, and eastern India. Adding to and further enriching this mix were the concurrently developing religions of Jainism and Buddhism. Indian culture has thus developed a fascinating collection of religious beliefs and customs that range from simple animistic worship of nature spirits in a common rock or tree to the complex, highly codified Brahmanic rituals practiced at the great pilgrimage centers.

In India we find the oldest continually operating pilgrimage tradition in the entire world. The practice of pilgrimage in India is so deeply embedded in the cultural psyche and the number of pilgrimage sites is so large that the entire subcontinent may actually be regarded as one grand and continuous sacred space. Our earliest sources of information on the matter of sacred space come from the Rig Veda and the Atharva Veda. While the act of pilgrimage is not specifically discussed in these texts, mountain valleys and the confluences of rivers are spoken of with reverence, and the merits of travel to such places are mentioned. Following the Vedic period the practice of pilgrimage seems to have become quite common, as is evident from sections of the great epic, the Mahabharata (350 BC), which mentions more than 300 sacred sites spanning the sub-continent. It is probable that most of these sites had long been considered sacred by the aboriginal inhabitants of the region and only later came to be listed in the Mahabharata as different regions came under the influence of Hinduism. By the time of the writing of the Puranas (sacred texts of the 2nd to 15th centuries AD), the number of sacred sites listed had grown considerably, reflecting both the ongoing assimilation of aboriginal sacred places and the increased importance of pilgrimage as a customary religious practice.

Hindus call the sacred places to which they travel tirthas, and the action of going on a pilgrimage tirtha-yatra. The Sanskrit word tirtha means river ford, steps to a river, or place of pilgrimage. In Vedic times the word may have concerned only those sacred places associated with water, but by the time of the Mahabharata, tirtha had come to denote any holy place, be it a lake, mountain, forest, or cave. Tirthas are more than physical locations, however. Devout Hindus believe them to be spiritual fords, the meeting place of heaven and earth, the locations where one crosses over the river of samsara (the endless cycle of birth, death and rebirth) to reach the distant shore of liberation. Writing in Banaras: City of Light, Diana Eck speaks of tirthas as being

...primarily associated with the great acts and appearances of the gods and heroes of Indian myth and legend. As a threshold between heaven and earth, the tirtha is not only a place for the upward crossings of people's prayers and rites, it is also a place for the downward crossings of the gods. These divine descents are the well-known avataras of the Hindu tradition. Indeed, the words tirtha and avatara come from related verbal roots....one might say that the avataras descend, opening the doors of the tirthas so that men and women may ascend in their rites and prayers.

Although tirthas are primarily those places where a god or goddess or some spirit has dwelled or is still dwelling, there is another reason certain places may be accorded sanctity in the Hindu tradition. Saintly individuals who lead exemplary lives imbue their environments with the holiness that accrues from their spiritual practices. Devotees who had visited the saints while they were alive often continued to seek inspiration in the same places after the saint had died. Over many centuries, folk tales about the lives of the saints attained legendary proportions, attracting pilgrims from great distances. If miracles were reported at the shrine, the saint's legends would spread across the entire country, attracting still more pilgrims.

In India all temples are considered sacred places and thus religious visitors to the temples may be described as pilgrims. For the purpose of our discussion, however, for a temple to be considered a true pilgrimage shrine it must have a long-term history of attracting pilgrims from a geographic area beyond its immediate region. Given this condition, the number of pilgrimage sites in India is still extremely large; one text, the Kalyana Tirthanka, describes 1,820 shrines of importance.

Based on years of research and pilgrimage in India, I have chosen a smaller number of shrines, approximately 150, as the primary pilgrimage sites. Those sites include the Four Dhams or Divine Abodes at the four compass points; the Seven Sacred Cities and their primary temples; the Jyotir, Svayambhu, and Pancha Bhutha Linga temples; the Shakti Pitha temples; the Kumbha Mela sites; major Vaishnava sites; the Nava Graha Sthalas (temples of the planets); the seven sacred rivers (Ganga, Yamuna, Saraswati, Godavari, Narmada, Kaveri, and the Sarayu); the four Mutts of Sri Adi Sankaracharya (Badrinath/Joshimath, Puri, Sringeri, and Dwarka); the Arupadaividu (the six sacred places of Lord Kumara); and certain other shrines that do not fit into any of the categories listed here.

In discussing pilgrimage places in the Hindu tradition, it is important to say a few words about the number and diversity of deities in Hinduism and about the iconic and aniconic forms in which those deities are found. The personification of the mysterious forces of the universe into the anthropomorphic deities of the Hindu tradition involves both a convergence into certain supreme deities (the main three deities today are the gods Shiva and Vishnu and the goddess Shakti) and a splintering into a myriad of lesser deities. Certain writers call this polytheism, but the term is inaccurate in this case. No Hindu seriously believes in the multiplicity of gods but rather is aware that each of the many gods and goddesses are merely aspects of the One God (who is also the god of all other religions). The majority of Hindus ally their beliefs with one or the other of the three cults, worshipping Shiva, Vishnu, or Shakti as the highest principle. In doing so they do not deny the existence of the other two deities but regard them as complementary, though minor, expressions of the same divine power. Hinduism is thus, in its essence, monotheistic; a Hindu's worship of a particular personal deity is always done with the awareness that all deities are simply representations of one unconditioned, transcendental, supreme existence, known as Brahman. Each of the greater and lesser deities is understood as a sort of window or lens through which the whole of reality may be glimpsed.

The primary intention of a pilgrim's visit to a holy site is to receive the darshan of the deity resident in the temple's inner sanctum or open-air shrine. The word darshan, difficult to translate into English, generally means the pilgrim having a sight and/or experience of the deity. Hindus believe that the deity is actually manifest in the image, statue, or icon of the temple. To receive the darshan of the deity is to have a spiritual communion with it. The image of the deity may either be an iconic, or representational, image that bears some resemblance to its mythic subject; or an aniconic form that merely symbolizes the deity.

In a large number of celebrated shrines in India there are no beautiful statues of the gods and goddesses to be found, rather only aniconic blocks of stone or stumps of wood. This tradition of aniconic images derives from the rural folk religions of ancient India and bears witness to the great antiquity of the sanctity of certain places. The shrine in its initial phase may have been only a crude little hut covering a stone that both represented and contained some spirit of the natural world. As millennia passed and the small rural village slowly grew into a larger and larger town, both the myths concerning the stone and the shrine surrounding that stone were richly elaborated. It is therefore important when studying or visiting the monumental pilgrimage shrines of India to remember that many of them had their architectural genesis in the simple nature sanctuaries of the archaic rural folk.

The myths and legends of these sacred places have their roots in the ancient peoples' felt experience of the characteristics or qualities of the natural place. The various mythological personality characteristics of the deities in pilgrimage shrines may therefore be interpreted as metaphors for the way in which the spirit of the place has affected human beings. This spirit of place is not just a fanciful story, it is an actuality, an energy, a presence that touches human beings and affects them profoundly. Why are certain places said to be the dwelling place of a feminine deity and others the dwelling place of a masculine deity? Is it not perhaps because some ancient rural people, deeply in touch with the earth as a living entity, sensed either a feminine or masculine presence at a place and spoke about it in anthropomorphic terms? These terms were then given representational form by the artistic rendering of a statue or image.

Looking deeper into this matter, let us then ask why there are not simply male and female deities but, more precisely, why there are different kinds of male and female deities? Conventional explanations refer to such things as the fanciful human imagination, the rich and varied proto-religious inputs into formative Hinduism, and prehistoric deification of charismatic human figures into legendary archetypes. While all these things did occur, they are not the only explanations. The central premise of my theory is that the different personality characteristics of the deities derive from the various characteristics of the Earth spirit as it manifests at different geographical locations. To understand the quality, character or power of a specific place, we need only study the nature of the deity enshrined there. Encoded in the deity's mythological form is a clear message indicating how a particular sacred site may affect us.


Sign at temple, Bangalore

sri-yanta
Sri Yantra
 
  • Pinterest