Визуальные Писания

Влияние «визуальных Священных Писаний», которые украшают святыни

Посетители священных мест двадцатого века получают возможность увидеть множество великих произведений искусства в виде скульптур, мозаик, витражей и картин. Для паломников, посещающих святыни до современной эры, такие вещи не рассматривались только как искусство. Скорее, они были в основном графическими изображениями, которые выполняли важные богословские, повествовательные и вдохновляющие функции. Например, витражи и скульптуры великих европейских соборов паломничества иллюстрировали истории и этику христианской традиции, в то время как великолепно украшенные храмы южной Индии изображали эпизоды из Рамаяны и Махабхараты, эпические рассказы индуизма. Эти художественные представления предоставляли визуальные Священные Писания для людей, многие из которых не умели читать, и их также можно понимать как окна, через которые паломники могли смотреть в божественные и мифические царства.

Огромное влияние этих визуальных Священных Писаний на паломников в древности почти невозможно представить современным людям. В настоящее время почти во всех, кроме самых отдаленных районов планеты, почти все видели журнальные, кинематографические или телевизионные изображения. Независимо от других сообщений, которые эти СМИ передают, они ясно показывают, что мир - это огромное место, наполненное огромным разнообразием вещей. Даже бедные крестьяне в Центральной Африке и племенные народы в джунглях Борнео имеют некоторую базовую осведомленность в этом вопросе. Все же в древние времена очень немногие люди, включая королевскую семью, имели какие-либо знания о вещах или людях за пределами их непосредственного географического района.

Помимо торговцев и солдат, которые сами редко путешествовали более чем в нескольких сотнях миль от своих домов, немногие древние люди имели либо причину, либо возможность путешествовать на большие расстояния и испытывать культуру, отличную от их собственной. Почти единственное исключение было сделано в результате совершения паломнических поездок в священные места. Оставляя свои маленькие деревни в отдаленной сельской местности, паломники шли недели или месяцы к почитаемому святому месту. Прибыв к месту назначения, они сначала будут поражены городом, окружающим храм, его размерами и количеством зданий, затмевающих небольшие деревни, из которых пришли крестьяне.

И все же самый удивительный момент для паломников произошел, когда они вошли в само священное место, где миф и красота предстали в ошеломляющих пропорциях. Потрясающе красивые мозаики, великолепно освещенные витражи, изысканные скульптуры и картины иллюстрировали легенды божеств и святых. С детства паломникам рассказывали мифы об их культуре и религии. Теперь, войдя в святилище, они волшебным образом перенеслись в это давно воображаемое мифическое царство. Сила этого опыта, столь радикально отличающегося от их обычной жизни (и в сочетании с другими факторами, обсуждаемыми в этой главе), катализировала в них глубокое благоговение и, следовательно, открытость чудесному.

Places ofPeace and PowerPeace and Power

Visual Scriptures

The Influence of the ‘Visual Scriptures’ Which Embellish the Shrines

Twentieth-century visitors to sacred places are blessed with the opportunity to view many great works of art in the form of sculptures, mosaics, stained glass windows and paintings. For pilgrims visiting the shrines prior to the modern era such things were not looked upon only as art. Rather, they were primarily graphic representations that served crucial theological, narrative and inspirational functions. For example, the stained glass windows and sculptures of Europe's great pilgrimage cathedrals illustrated the stories and ethics of the Christian tradition, while the magnificently decorated temples of southern India depicted episodes from the Ramayana and Mahabharata, the epic narratives of Hinduism. These artistic representations provided visual scriptures for people, many of whom could not read, and they can also be understood as windows through which pilgrims were able to gaze into divine and mythic realms.

The tremendous impact of these visual scriptures on pilgrims in antiquity is nearly impossible for contemporary people to imagine. Nowadays, in all but the most remote areas of the planet, nearly everyone has seen magazine, cinematic or television images. Whatever other messages these media convey, they clearly show that the world is a vast place filled with a great variety of things. Even poverty-stricken peasants in central Africa and tribal peoples in the jungles of Borneo have some basic awareness of this matter. Yet in ancient times, very few people, royalty included, had any knowledge of things or people beyond their immediate geographic area.

Besides traders and soldiers, who themselves rarely traveled more than a few hundred miles from their homes, few ancient people had either the reason or the opportunity to travel long distances and experience cultures other than their own. Nearly the only exception was provided by the action of making pilgrimage journeys to the sacred sites. Leaving their small villages in the remote countryside, pilgrims would walk for weeks or months to a venerated holy place. Arriving at their destination they would first be amazed by the city surrounding the shrine, its size and number of buildings dwarfing the small villages from which the peasants had come.

Yet the most astonishing moment for the pilgrims occurred when they entered the sacred place itself, where myth and beauty presented themselves in overwhelming proportions. Stunningly beautiful mosaics, gloriously illuminated stained glass windows, and finely crafted sculptures and paintings illustrated the legends of the deities and saints. Since their childhood years the pilgrims had been told the myths of their culture and religion. Now, entering the shrine, they were magically transported to that long-imagined mythic realm. The power of this experience, so radically different from their usual life (and coupled with other factors discussed in this chapter), catalyzed in them a profound state of awe and thereby openness to the miraculous.